Поражает фантазия мастеров, работавших над внешним украшением храма. Колонки закрепляют углы куба, трапезной и апсиды. Такие же колонки помещены между верхними окнами и на восточном и западном фасадах. Колонки имеют опоры и трехъярусные капители. Крупные наличники с колонками, карнизами, причудливыми завитками и пышными навершиями из волют обрамляют окна. Подобные детали использованы в обрамлениях западного входа и северного портала. Стены куба со всех сторон завершаются тремя крупными закомарами. Опорой им служит многоступенчатый пояс с кронштейнами-модульонами. Гладкие плоскости апсиды и куба заполнены крупными восьмиугольными нишами с росписью. Изящными аркатурно-колончатыми поясами и зубчатыми карнизами украшены каменные барабаны глав. Центральный барабан выделен еще и «жучковым» орнаментом. Этот же орнамент располагается над средними верхними окнами куба. Композиционное решение здания и его украшения прекрасно согласованы. Мастера понимали, что ансамбль лучше всего должен восприниматься с расстояния. Поэтому вокруг него оставалась незастроенная площадь. Издалека Никольскую церковь можно сравнить с плывущим кораблем. Кажется, что вырастающие из куба мощные барабаны с главами находятся в постоянном движении. Лучи солнца, преломляющиеся в декоре стен, создают игру светотени, как бы одухотворяют архитектуру. Особенно красива церковь при закате солнца, когда ее стены и главы покрываются багрянцем. В это время можно подолгу любоваться ею.
В Никольской церкви обнаружено и такое редкое явление: на всех четырех сторонах свода имеются углубления в виде восьмиконечных крестов, заполненные деревянными крестами. Остается загадкой, зачем потребовалось такое сложное устройство. В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Среди библейских сюжетов и образов в верхнем ярусе южной стороны куба на светло-голубом фоне особый интерес вызывает изображение святого Христофора с собачьей головой, окруженной венцом, с опущенным мечом у левой ноги и поднятым крестом в правой руке. В сказании о жизни этого святого говорится о его соблазнительной красоте. Поэтому Христофор просил Бога изменить его внешность. Молитва была услышана, и с тех пор его стали видеть в облике человека с собачьей головой. Особенно почитавшийся на севере как избавитель от моровых поветрий, Христофор был для чердынцев помощником звероловов и покровителем собак. Источник: Чагин Г. Н. На древней Пермской земле. М., 1988. 176 с.: ил., Из содерж.: Вокруг Чердыни: История Ныроба. Ныробский архитектурный ансамбль. С.154-162. Косточкин В. В. Чердынь. Соликамск. Усолье. М.: Стройиздат, 1988. 181 с.: ил., карт., Из содерж.: Чердынь. Памятники архитектуры ближних сел. С. 28-41. | ИсторияНа свет она явилась враз, как только поставили главы и кресты. Эти мастера, «неизвестно кем нанятые, неизвестно откуда пришедшие», так же таинственно навсегда исчезли в то самое время, когда церковь явилась во всей своей красе... АрхитектураНа всех четырех сторонах свода имеются углубления в виде восьмиконечных крестов, заполненные деревянными крестами. Остается загадкой, зачем потребовалось такое сложное устройство. В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. |